Статьи

Радиоволновые аппараты в гинекологии — отзыв специалиста

Отзыв врача

Радиоволновые аппараты используются в гинекологии в большинстве хирургических вмешательств, в том числе, лапароскопических. О том, почему радиоволновые электрохирургические аппараты так популярны в гинекологии, нам рассказала Ирина Игнатьевна Дорожкина — врач-акушер, гинеколог, эндокринолог Клиники здоровья и красоты Novo Life города Серпухов.

Ирина Игнатьевна

Добрый день!

Карина

Добрый день, Ирина Игнатьевна! Расскажите немного о себе, где обучались, какой у вас стаж работы, как долго работаете в клинике?

Ирина Игнатьевна

Я закончила Таджикский государственный медицинский университет в 1990 году, И стаж работы по специальности у меня получается уже более 30 лет. В данной клинике я работаю более 3 лет. С аппаратами радиоволновыми знакома уже очень давно. Ну вообще электрохирургия в гинекологии — это основной метод лечения.

Карина

С какими болезнями к вам чаще всего обращаются?

Ирина Игнатьевна

Самое частое обращение у нас по поводу воспалительных заболеваний. На втором месте — доброкачественные опухоли, например, миома матки, эндометриоз. И заболевания шейки и вульвы будут, скорее всего, на 3-4 месте. Лечатся они, конечно, по-разному. И если раньше у нас была тотальная тенденция к хирургическому лечению заболеваний шейки, то сейчас тактика ведения изменилась, к хирургическому лечению мы подходим очень выборочно и корректно. Основанием для хирургического лечения являются такие заболевания, как дисплазия шейки матки и лейкоплакия вульвы, шейки матки и влагалища. Все это по сути является предраковыми процессами. На самом деле, заболевания эти очень серьезные.

Также мы удаляем с помощью радиоволновых методов лечения полипы, например. Какие-то другие образования доброкачественные. Их достаточно много. Но основная направленность — это конечно профилактика онкозаболеваний. Для того, чтобы своевременно и правильно пролечить и оздоровить женщину, необходимо, чтобы наши пациенты регулярно посещали врача. Регулярность подразумевает под собой — посещение 1 раз в год акушера-гинеколога, дополнительное обследование: мазок на цитологию, при необходимости мы делаем кольпоскопию. И если мы видим, что есть необходимость в хирургическом лечении, то есть мы обнаружили какой-то подозрительный диагноз, то тогда проводится обследование предварительное. В него входит сдача мазков, анализ на инфекции, анализ на вирус папиломмы человека, клинический анализ крови, анализ на ВИЧ, сифилис, гепатиты. После предварительного обследования решается вопрос о проведении биопсии шейки матки, если это необходимо.

Карина
Биопсию тоже проводите с помощью аппарата?

Ирина Игнатьевна

Да. Все хирургические вмешательства, которые мы сейчас проводим на наружных половых органах, мы все проводим с помощью радиоволновой методики. Аппараты радиоволновые, конечно, есть разные. И качество их, конечно, тоже отличается. Однозначно можно сказать, что все радиоволновые аппараты намного лучше и безопаснее работают, чем электронож — это то, чем мы работали раньше. Сейчас практически все клиники перешли на то, чтобы работать радиоволной. Потому что метод очень малоинвазивный, точный, не оставляет грубых рубцов и заживление раны идет намного быстрее, чем например, после электроножа. После необходимых исследований мы решаем вопрос о проведении биопсии, проводим ее, и дальше, по результатам гистологического исследования, когда диагноз будет уточнен, решается вопрос о необходимости дальнейшего хирургического лечения: нужно ли его проводить или нет, и в каких условиях это будет проведено. Все зависит от диагноза. Из тех аппаратов, которыми я работала в своей жизни, ЭХВЧ-аппарат DS.Surg 100 — это один из лучших аппаратов. Очень высокая точность настройки, очень высокая частота радиоволны, очень тонкий и точный разрез. Хорошо и быстро режет, так, как мы хотим, без осложнений. Легко работать на этом аппарате, хорошо работать.

Карина 

А на каких аппаратах работали до этого?

Ирина Игнатьевна

Ну чаще всего у нас в практике встречается «Сургитрон» и «Фотек». В принципе, все аппараты хорошие, я не могу сказать, что какой-то из них прямо намного хуже, нет. Просто здесь более высокая частота радиоволны, и за счет этого идет более тонкий разрез. Им удобнее работать в плане быстроты работы. Для пациента это, конечно, облегчение в том плане, что длительность процедуры сокращается буквально до секунд. То есть разрез идет несколько секунд. Это очень быстро. Сама процедура идет, ну если вместе с обезболиванием и обработкой, несколько минут. То есть, для пациента это незначительное вмешательство. При необходимости проводится обезболивание. Обезболивание мы проводим местное, анестетиками. Если нет необходимости, поверхностное лечение, то можно даже без обезболивания. Но чаще, конечно, под обезболиванием проводим. После проведения процедуры обязательно идет охранительный режим. Потому что все-таки открытая рана существует на шейке где-то 5-6 недель. Шейка матки эпителизируется очень медленно, поэтому пациентам приходится ограничивать в физической нагрузке, также мы рекомендуем половой покой, ограничение занятий спортом, необходимость приема определенных препаратов, чтобы эпителизация шейки была контролируемой, чтобы не было осложнений. Сразу скажу, что каких-то больших серьезных осложнений на шейке за все время работы на этих аппаратах не было. Это, на самом деле, достаточно безопасный, доступный способ, и в плане финансовых вложений, это доступное лечение. При условии, если наши пациенты будут приходить к нам вовремя, мы будем их исследовать и вовремя устанавливать диагноз, вполне реально вообще исключить такое заболевание, как аногенитальный рак. То есть это профилактика и лечение предраковых состояний шейки матки. 

Карина

На какой мощности чаще всего используете этот аппарат? 

Ирина Игнатьевна

30-35 Вт на комбинированном режиме. Режем и коагулируем одновременно. Почти на ноль уходит кровопотеря, время манипуляций сокращается до минимума. Может одна минута, максимум две.

Карина

Объясню, просто наше видео будут смотреть ваши коллеги, врачи-гинекологи, в том числе, чтобы им была понятна разница и как конкретно работа происходит с этим аппаратом, хочется уточнить у вас какие-то подробности и особенности работы с ним. 

Ирина Игнатьевна

Вот данный аппарат очень прост в обращении, здесь все настолько минимизировано, то есть, необходимость каких-то дополнительных настроек или перенастроек вообще не требуется. Просто иногда мы немного увеличиваем мощность, это зависит от того какие ткани у пациента, иногда уменьшаем. И в зависимости от того, где мы работаем. Если это кожа, то немного меньше, если режем, то немного больше. Но он справляется с любыми задачами, хорошо работает. 

Интервью с врачом-гинекологом И.Г. Дорожкиной

Карина

А есть какие-то тенденции последних лет — может каких-то заболеваний стало слишком много в последнее время?

Ирина Игнатьевна

К сожалению, тенденция такая, что в России именно в последние 5 лет очень увеличилась частота рака шейки матки и аногенитального рака, это очень плохая тенденция. Это связано с тем, что не проводится вовремя цитологическое исследование. То есть, если раньше это обязательно вменялось в обязанности, и мы были обязаны обследовать каждую женщину раз в год, то сейчас это по желанию женщины проводится. Так как наши пациенты не всегда вообще знают о том, что это необходимо, и не понимают, какой объем исследования нужен. Очень многие, кстати, еще и боятся, что будет больно и неприятно при обследовании. Имеется в виду, расширенная кольпоскопия и взятие мазков на цитологическое исследование. И вовремя не проходят анализ. И если они вовремя не приходят и не сдают нужный анализ, то могут прийти уже в запущенном состоянии. Могут прийти с нулевым раком или уже с инвазивным раком. Конечно, такие стадии это уже не наш уровень. Если мы определили такие стадии заболевания, мы отправляем женщину в онкодиспансер. То есть они лечатся уже не у нас. Если мы даже уже с запозданием, но выявим тяжелые стадии предрака или нулевой рак, то вероятность, что женщину вылечат, и она будет жить прекрасно дальше, практически равняется ста процентам. А если мы и эту стадию пропустили, то есть пациентка к нам не пришла, и мы ничего не сделали, то конечно, прогноз для жизни пациентов сомнительный. Поэтому призываем всех по возможности раз в год посещать врача-гинеколога, сдавать мазки на цитологию и проводить расширенную кольпоскопию. 

Радиоволновое лечение назначается только по показаниям, не всем женщинам, и подходим мы к этому очень аккуратно и очень выборочно. И бояться этого не стоит, это не больно, вполне все адекватно переносится. По крайней мере, те, кто прошел это лечение, могут это подтвердить. 

Карина

Как проходит заживление после использования аппарата?

Ирина Игнатьевна 

Эпителизация идет все равно медленно, потому что шейка матки сама по себе очень медленно эпителизируется. Эпителизация идет минимум 4 недели, максимум 6 недель.

Карина

Возникают ли рецидивы после удаления новообразований?

Ирина Игнатьевна

Иногда, очень редко, бывают рецидивы. Например, если мы лечим предрак, на нашем языке это называется дисплазия. То там очень важно убрать именно в пределах здоровой ткани. То есть если мы срезали всю патологическую ткань, нам удалось именно до здоровой ткани срезать, то тогда вероятность рецидива минимальна. Если мы какой-то участок оставили, то тогда, конечно, через год-два бывают рецидивы. Приходится еще раз срезать в большом объеме. Для того, чтобы минимизировать вероятность рецидивов, у нас перед биопсией проводится расширенная кольпоскопия. То есть мы смотрим именно где границы здоровой ткани и поврежденной ткани, чтобы понять насколько адекватно нам нужно сделать процедуру. Именно в том объеме, который необходим данным пациентам.

Карина

Среди современных методик, которые используются в гинекологии, кроме радиоволнового лечения, существуют же еще лазерные методики. Хотелось бы сравнить. Вы используете лазерные аппараты в работе?

Ирина Игнатьевна

В этой клинике у нас лазера для хирургического лечения нет. В чем отличие лазера от радиоволны. Лазером очень трудно понять, на какой глубине убираешь ткани. Там делаем приблизительно. Поэтому обычно после одной лазерной процедуры, если поверхность большая, приходится делать повторное вмешательство. То есть, если уже через 2-3 недели, когда уже начинает заживать, становится понятно, что где-то не доделали, приходится делать вторую, третью процедуры. 

В радиоволне такого нет. когда мы ей работаем, мы точно понимаем, где мы работаем, на какой глубине, мы можем это контролировать. Если мы выбрали, что нам нужно срезать этот участок на глубине 1 см или 5 мм, то мы это делаем спокойно и четко. Нам не надо потом повторно что-то еще доделывать. 

Радиоволновые и электрохирургические аппараты можно приобрести на нашем сайте с доставкой по всей России. Специалисты компании DS.Med проконсультируют вас по всем возникающим вопросам.